В первой части статьи были рассмотрены общие принципы автоматизации мебельного предприятия. Теперь рассмотрим функции отдельных его подразделений в плане возможностей их автоматизации.
Илья Коломин
Конструкторско-технологическая проработка заказа
На этом этапе следует разделить изделия, принятые в производство, на две группы: стандартные и нестандартные. Стандартные изделия – это те, на которые уже спроектированы модели, посчитаны сметы и выпущена конструкторско-технологическая документация. Иными словами, это те изделия, которые, минуя конструктора, идут напрямую к технологу. К конструктору же попадают изделия, которые еще не производились на данном предприятии. Понятно, что, проектируя новое изделие, конструктор обязан «держать в уме» особенности того производства (материалы, технологии, оборудование), на котором это изделие будет изготавливаться.
С точки зрения автоматизации это достигается тем, что к чисто конструкторским программам весьма и весьма желательно добавить программы раскроя материалов и расчета себестоимости. С одной стороны, казалось бы, зачем конструктору технологический модуль раскроя? С другой же стороны, уже на этапе проектирования желательно предусмотреть, насколько рационально детали этого изделия будут кроиться. Известно ведь, что изменение размеров деталей на 10…20 мм порой бывает несущественным для заказчика, но коренным образом изменяет схему укладки заготовок на листе в сторону серьезной экономии. Аналогично дело обстоит и с расчетом себестоимости - мало спроектировать изделие, нужно еще представить порядок затрат на его изготовление, как материальных, так и трудовых, для того, чтобы не выйти за обозначенные суммы и при необходимости оперативно внести изменения в конструкцию.
Когда конструктор выполнит свою работу, он передает электронную (а возможно – и дополненную бумажной) документацию (модели, чертежи) технологу. Технолог должен решить две основные задачи:
- произвести технологическую коррекцию рабочих и сборочных чертежей, выпустить карты раскроя, таблицы операций, командные электронные файлы для управления станками с ЧПУ, короче говоря – выпустить конструкторско-технологическую документацию для производства в ее конечном виде;
- получить заявку на комплектацию – полный список материалов и комплектующих, необходимых для изготовления данного заказа, а также (если необходимо) – и обоснованную цену (себестоимость) данного заказа с полным перечнем статей калькуляции.
Иными словами, после технологической проработки заказа поток документов разбивается на две части: одна часть документов поступает на производство, а другая часть - в службу материально-технического снабжения (обеспечения) производства.
Исходя из этого, программное обеспечение для рабочих мест конструктора и технолога должно включать в себя программы (модули) конструирования изделия, раскроя материалов и расчета себестоимости. В зависимости от принятой системы организации работ возможны некоторые различия в наборе модулей для конструктора и технолога (например, раскроем занимается только технолог), но главным требованием является полная информационная совместимость всех программ. Вообще, следует отметить такую важную характеристику программного обеспечения, как модульность. Системы, построенные по модульному принципу, позволяют при внедрении минимизировать финансовые затраты на автоматизацию за счет оптимальной конфигурации рабочих мест.
Отметим еще одно обстоятельство. Часто расчет экономических показателей выполняется специалистами, не связанными непосредственно с производством, но которым для работы необходима «технологическая» информация, желательно в электронном виде. Это означает, что автоматизированная система должна иметь возможность экспорта в наиболее распространенные форматы данных, например, текстовый формат (*.txt), формат Microsoft Excel (*.xls), формат баз данных dBase (*.dbf), которые воспринимаются большинством бухгалтерских программ.
Материально-техническое обеспечение заказа
Итак, технолог выдал заявку на комплектацию – список, в котором указано, сколько и каких материалов и комплектующих необходимо поставить на производство, чтобы принятый заказ был выполнен. Как правило, на каждом производстве есть склад (а то и – несколько складов), на котором и хранятся эти материалы. Есть ли там требуемый материал? Если есть, то какое количество его имеется в наличии в настоящее время? Достаточно ли этого количества для выполнения заказа, или необходимо докупить? Нужно ли всегда держать в резерве определенное количество материалов или брать их «под заказ»? Вопросов много, особенно если учесть, что в заказе может фигурировать несколько десятков позиций, да и самих заказов в день может быть не один. Найти ответы на все вопросы точно и вовремя без специализированной компьютерной складской программы невозможно.
Для автоматизации складского учета можно использовать и программу, не связанную с конструкторско-технологической частью, но в этом случае придется вручную вводить в компьютер информацию, которая уже существует в электронном виде. Предпочтительнее найти вариант, при котором информация от технолога может напрямую перейти в складскую программу. Остальное – дело техники. В зависимости от наличия и количества того или иного материала на складе автоматически формируются один или два документа: накладная на получение со склада (если заявленное количество имеется в наличии) и ведомость на закупку (если заявленного количества нет).
Изготовление и сдача заказа
Производство – это то, ради чего и существует все вышесказанное. На производстве воедино соединяются человеческие ресурсы (кто будет делать), материальные ресурсы (из чего и чем делать), конструкторская документация (что делать) и технологическая документация (как делать). Грамотное соединение этих четырех вещей приносит то, для чего, в конечном итоге, и существует любое производство – получение материального прибыли всеми участниками этого процесса. Строго говоря, ни о чем другом здесь речи и не идет. И чем грамотнее организовано производство – тем больше будет размер этой прибыли. Что же такое «грамотная организация»? Из каких этапов состоит процесс внедрения системы автоматизации? Какие проблемы возникают на этих этапах? Как их решить? На эти и другие вопросы – ответы в следующей статье.
Кратко перечислим основные возможности модуля Базис-Смета:
Особо отметим возможность совместной работы модулей Базис-Смета и Базис-Склад. Заявка на материалы и комплектующие, автоматически формируемая в модуле Базис-Смета, содержит точное количество всего необходимого для изготовления изделия. Она передается в модуль Базис-Склад. В зависимости от наличия необходимых материалов и комплектующих на склад выдается либо накладная на их получение, либо ведомость на закупку.
Таким образом, широкие возможности модуля Базис-Смета дает пользователю возможность организовать на предприятии стабильное и прибыльное производство мебели.
Следующая статья будет посвящена одному из интереснейших модулей системы Базис-Мебельщик – модулю параметрического проектирования.
Базис-Центр — известный в России и странах ближнего зарубежья разработчик программного обеспечения для комплексной автоматизации мебельных предприятий, а также для aвтомaтизaции констpуктоpско-технологических paбот.
Год основания 2002 год.
Разработка CAD/CAM/CAE систем под маркой БАЗИС.
Комплексная автоматизация проектирования, технологической подготовки производства и реализации корпусной мебели.
Обучение специалистов.
Техническая поддержка.
Система БАЗИС — единый программный комплекс современных средств автоматизации проектирования и подготовки производства на мебельном предприятии, включает в себя следующие программные продукты:
Сервисы БАЗИС:
АНО ДПО «Научно-учебный центр БАЗИС» осуществляет подготовку слушателей по актуальным специальностям, связанным с проектированием и технологической подготовкой производства мебели, автоматизацией бизнес-процессов мебельного предприятия, внедрением современных цифровых технологий.
Предлагаются следующие дополнительные профессиональные образовательные программы повышения квалификации:
Образовательная программа | Модули |
Автоматизация приема заказов на мебельные изделия в среде САПР БАЗИС | Работа с менеджером прайс-листов в программе БАЗИС-Салон |
Управление заказами и моделирование интерьеров в программе БАЗИС-Салон | |
Автоматизированное конструирование корпусной мебели в среде САПР БАЗИС | Основы проектирования корпусной мебели |
Проектирование мебели в программе БАЗИС-Мебельщик | |
Проектирование мебели в программе БАЗИС-Шкаф | |
Автоматизация технологической подготовки производства корпусной мебели в среде САПР БАЗИС | Технико-экономические расчеты в программе БАЗИС-Смета |
Раскрой материалов в программе БАЗИС-Раскрой | |
Формирование управляющих программ для станков в программе БАЗИС-ЧПУ | |
Программа БАЗИС-Упаковка | |
Организация складского учета с помощью программы БАЗИС-Склад |
Высокие функциональные возможности программного обеспечения, производимого фирмой, позволяют использовать его не только в мебельном производстве, но и в машиностроении, приборостроении, строительстве и других областях. Сегодня программное обеспечение БАЗИС можно смело отнести к CAD системам среднего класса, которое позволяет решать задачи производства на базе недорогих персональных компьютеров.
Мероприятия |
все мероприятия |
Новости |
Все новости |